Детский досуг

Учим детей лепить: на что обратить внимание

У всех малышей есть интерес размазывать всё, что имеет подходящую для этого консистенцию. Спросите любую маму, которая хоть однажды наблюдала, как ее чадо ест пюре или кашу.  К сожалению, немногие родители понимают, что размазывание и другие манипуляции с веществом весьма полезны для интеллектуального развития ребёнка. В условиях нашего климата, из-за невозможности погодных условий, у городских детей скапливается сенсорный дефицит. Им не хватает осязательных ощущений. Поэтому лепкой заниматься просто необходимо, и мы учим детей лепить. Главная практическая преграда такова: малыш всё берёт в рот. В данной ситуации предпринять что-то нельзя. По сути, начиная с трёх с половиной – четырёх месяцев и до двух лет рот для ребёнка – главное средство освоения существующей вокруг реальности. Он не поймёт, каков предмет, если тщательно его не лизнёт. Поэтому, давая тесто, пластилин или глину, вам надо понимать, что в большинстве случаев, они окажутся у него во рту.

(Посмотрите видео: 2 мин. 48 с.)


Вообще мама шестимесячного ребёнка должна понять своё отношение к «грязи». Малыши от полугода до трёх лет напоминают поросят. И то, что кроха любит мазаться, совсем не  значит, что он станет неряшливым.

Учтите, что, если какая-то ключевая психологическая потребность вовремя и в полной мере удовлетворена, она бесследно исчезает.

Но если её удовлетворению что-то помешало, то она остается, переходя во взрослую жизнь, либо может появиться страх запретов.

Если ребёнка со всей строгостью и настоятельно будет учить чистоте властная бабушка или няня, у младенца не исключено, что появится паническая боязнь пятен и грязи. Такой ребёнок не захочет с желанием лепить и рисовать. Повышенная требовательность уменьшает способность к творческому процессу и импровизации. Учтите, что период приучения к чистоплотности настанет позднее – между двумя и тремя годами. Тогда ребёнок с легкостью и охотно научится общественным правилам, включая и то, что требуется кушать аккуратно и не мараться. В годовалом возрасте проблема личной чистоплотности малышу ещё не понятна.

Итак, чтобы учить ребёнка лепке или любой другой творческой деятельности, нужно приготовиться к тому, что везде будет грязь.

Если вы не способны это принять, то ничего не затевайте. Повышенная нервозная требовательность к чистоте способна на долгое время заглушить у ребёнка желание к творчеству.

Учим детей лепить

Учим детей лепить

Подбирайте место для деятельности ребёнка так, чтобы легко ликвидировать результат творчества малыша. В квартире – оптимальный вариант для этого это кухня. Всё необходимое для работы и последующей уборки должно лежать рядом. Особенно тряпки и влажные салфетки.

Немаловажно принимать во внимание детский режим дня.

Ведь правильно выбранный момент – это пятьдесят процентов удачи. Малыш должен быть накормлен и не слишком утомлён. При этом торопиться или опаздывать маме никуда не надо. Если вы собираетесь минут через двадцать выходить на прогулку, то к занятиям лучше не приступать, так как ваше волнение всё равно перейдёт ребёнку. Плохо сердиться и обижаться на ребёнка, когда он поступает не правильно. Ведь ребёнок чувствует не смысл занятий, а настрой и эмоции мамы, которые остаются у него в памяти. Если малыш запечатлеет рассерженную маму, однозначно, любить лепку он не захочет, потому что этот процесс будет у него вызывать представление с нехорошим маминым настроением.

Очень важно с большим интересом и почтением воспринимать труд малыша.

Естественно, что поделки, выполненные маленькими и неловкими детскими ручками, могут не создавать у родителей приятных впечатлений. Добиться детям успехов будет гораздо труднее, если не будет родительского восхищения. Не что иное, как родительское одобрение – катализатор детских затей. Поэтому, если желаете, чтобы ребёнок в конечном счёте обожал рисовать и лепить, попробуйте заинтересоваться этим самостоятельно.

Следовательно, для успешных занятий лепкой необходимо:

  • сдержанное отношение к грязи;
  • подходящее место;
  • детская одежда, которую не жаль запачкать;
  • отсутствие маминой торопливости;
  • настоящая увлеченность в результатах деятельности
  • внимательное отношение к поделкам
  • неравнодушие с позиции взрослых дома
  • полное отсутствие критики до пяти – семи лет.

Хорошо бы маме спокойно относиться к введению любой новизны в жизнь ребёнка. Малышу может не приглянуться ваша затея или оказаться неинтересной. Но это несущественно. Попытайтесь опять через некоторое время.

Основные принципы занятий с маленькими детьми

Основные принципы занятий с маленькими детьми

  • не заставлять;
  • сопоставлять творения ребёнка только с его собственными изобретениями, но более ранними;
  • не загружать излишне. Дети моментом утомляются. Длительность работ будет шаг за шагом увеличиваться, когда нервная система малыша созреет.

Имейте в виду, что всякий ребенок из заданных вариантов предпочитает то, к чему он больше способен. Одним малышам не нравиться лепить, а рисовать они готовы. Все практические уроки для маленького человека неотъемлемы от его мироощущения и значат одним из главных способов передачи того, что он осознал и прожил. Лишь в этих условиях достигается цель. Но до возникновения фразовой речи на изобретательных уроках малыш пока только приобщается к материалам. Любой урок для него – развивающий.

Дети на многое готовы в угоду маминого согласия. Творческие данные формируются, когда нет верного способа что-либо представить, но сама информация стимулирует к исследованию. Выделяйте особенности работ своего ребёнка. Возраст, когда можно начинать регулярную практику наступает к четырём годам. До этого времени дети не в состоянии надолго закреплять внимание, делать в то же время два дела, находиться спокойно на месте, не меняя позу. Они не умеют поступать целеустремленно, достигая супер результата.

Материалы для лепки

К ним относятся пластилин, мягкий пластилин, глина, солёное тесто, воск. У всех есть свои особенности. По нашему мнению, вне конкуренции основа для лепки – солёное тесто, совершенно безвредное. Его допускается класть в рот. Чем младше ребёнок, тем мягче масса для лепки. Ведь у ребёнка в год ручки ещё слабые, и твёрдый пластилин ему совсем не просто разминать.

(Посмотрите видео: 13 мин. 44 с.)


Солёное тесто можно приготовить так: возьмите два стакана муки, один стакан мелкой соли, от двух до четырёх столовых ложек растительного масла, горячую воду. Соль развести в малом объёме горячей воды. На соленой смеси вымесить крутое тесто, добавить в него растительное масло. Приготовленное тесто хранится в холодильнике около трёх недель.

Важная деталь: постояв пару часов в тепле, тесто оказывается более жидким, поэтому каждый раз нужно добавлять муку.

Главное, чтобы солёное тесто не приставало к рукам. Перепачканные ручки способны отбить стремление к лепке. После всех дел с соленым тестом следует отмыть руки ребёнка водой или протереть их влажными салфетками, так как соль может вызвать раздражение детской кожи.

Лепим из солёного теста с детьми

Солёное тесто возможно приготовить разноцветным, окрасив его натуральными красителями или фруктовыми и овощными соками. Например, от сока клюквы получается розовый цвет, от свеклы – бурый, вишня – красный, какао – коричневый, а от свежезаваренного чая каркаде, тесто окрасится в светлый фиолетовый цвет. Желтый наилучшим образом выходит при примешивании шафрана, куркумы, пряностей абсолютно безопасных для ребёнка. Возможно, раскрашивать тесто гуашью. Метод годится, когда ребёнок не особо тянет в рот всё, что встречается у него на пути.

(Посмотрите видео: 18 мин. 45 с.)


Ребятишкам с аллергией солёное тесто не годится из-за обилия на ладонях рецепторов. Уязвимая кожа рук, судя по всему, быстро воспалится. С такими чадами правильнее лепить из мягкого пластилина.

При выборе пластилина для малышей, нужно принимать во внимание следующее:

  1.       Используйте самый мягкий пластилин;
  2.       Он должен без проблем отлипать от пола.

Пластилин отечественного изготовления нужно греть возле батареи на протяжении пяти – десяти минут и помещать в чашку с горячей водой. Имейте в виду, когда пластилин такой же мягкий, как хорошее дрожжевое тесто, то маленький ребёнок с желанием его использует. Предпочтительно выбирать пластилин, который по цвету напоминает природные цвета. Занимаясь творческим процессом с малышом, мы развиваем у него вкус. При выборе необычных цветов, излишне ярких, малыш подумает, что маме они привлекательны.

В пластиковых контейнерах реализовывается мягкий пластилин. По своим свойствам он является промежуточным между солёным тестом и обычным пластилином. Пластилин для малышей характеризуется вкусным запахом фруктов, поэтому возможно, ребёнок захочет испытать его на вкус. Этот материал не рекомендуется применять вторично. При доступе воздуха, через непродолжительное время, пластилин сразу же сохнет.

(Посмотрите видео:15 мин. 02 с.)


Мягкий пластилин является неядовитым и не вызывающим аллергию, сырьём. Глину для творческого процесса приобретайте в магазине. По мягкости и пластичности глина не проигрывает солёному тесту. В общем – то отлично, использовать тесто и глину, которые можно менять. Положите глину во влажную ткань и уберите в пакет в холодильник, чтобы сохранить. Малышу нужно несколько килограмм глины, чтоб ему нравился процесс лепки. Советую употреблять глину в зимний сезон года, когда за окном не представляется возможным, играться с песком. Глина хорошо гармонирует с другим естественным сырьём – веточками, камешками, шишками, листьями. Когда ручки замазанные глиной, беспокоят ребёнка, задумайтесь, не чересчур ли сурово вы воспитываете навык чистоты. Разъясните ребёнку, что глина не является грязью.

Воск – хороший материал, который довольно быстро твердеет, поэтому детям младше трёх – трех с половиной лет с ним работать довольно сложно. Перед лепкой, воск подогревают в чашке с кипятком.

Перед началом работы ознакомьте ребёнка с материалом.

Лепим из соленого теста с детьми, или пластилина, используя различные приёмы

Учим детей лепить пластилином

Мните пластилин.

В качестве примера разомните массу, оторвите от неё кусочек, сделайте лепёшку и т. д. Такие простые действия смогут привлечь внимание ребёнка.

Отщипывание кусочков.

Малышам это делать очень нравится. Только пусть закрепляют кусочки на твёрдую поверхность (картон). По труднее будет такой вариант: налепить частички пластилина на нарисованные предметы – ёлки, деревья и т. д.

Колбаски и шарики.

С помощью ладошек раскатайте палочки, шарики из пластилина на жесткой поверхности.

Лепим велосипед

Отпечатки.

Ударяйте по пластилину ладошкой, стучите кулаком, так получится лепёшка. А ребёнок пусть втыкает в него всё, что ему хочется: игрушечную вилку, колпачок от ручки, собственный пальчик, ложку, не заточенный карандаш. Так получаются отверстия в пластилине.

Облепливание.

Возможно облепить пластилином любой предмет или использовать всякие бумажные фигурки и наклеивать на них кусочки пластилина. Затем украсить по своему усмотрению, например бусинками и получится хорошая поделка.

Другое натуральное сырьё

В этом творческом процессе можно применять различное сырьё: например, бобы, макароны которые можно совать в дырочки в пластилине.

Отщипывание кусочков наилучшим образом развивает согласованное перемещение большого и указательного пальцев. Это прекрасная тренировка для проверки силы рук ребёнка. Любой шаг проговаривайте, произнося такие слова, например «щип», «тык». К трём годам у ребёнка появится умение предвидеть и планировать. Он сможет воплотить в жизнь предварительный замысел. До возникновения фразовой речи малыш полностью находится под воздействием настоящего момента. Характерно, что будущее время в речевом употреблении человека возникают после настоящего и прошедшего времени.

Лепим осьминога

Итак, лепка по предварительной идее до трёх лет невозможна. Но совсем маленького ребёнка можно научить испытывать наслаждение от творчества, а не от конечного итога. Малыш без наставления со стороны не в состоянии ощущать положительные эмоции от лепки. Поэтому учим детей лепить из пластилина вместе с мамой, которой творческие занятия нравятся.В основном, все трёхлетние дети переживают периоды повышенного внимания к лепке. Работы ребят сохраняются не у всех, так как дети любят больше ломать готовые изделия, чем их создавать, и устойчивые навыки, приобретенные во время занятий с тестом и пластилином, оказываются полезными в будущем.

С детьми старше двух с половиной лет можно лепить:

Такие варианты:

  • Конфетки, похожие на палочки (отщипните маленькие кусочки, расплющите их между ладошками и выложите на доску; чтобы завернуть конфетки можно использовать фольгу или гофрированную бумагу);
  • Бублики (соедините концы палочки, чтобы получилось кольцо);
  • Крендельки (концы должны перекрещиваться);
  • Пирамидку (слепите разные лепёшки по размеру и положите друг на друга, чтобы получилась пирамида);
  • Небольшую куколку, части которой это – тело и голова, отличающиеся размером;
  • фрукты и овощи;
  • Утенка, кролика, мишку и других зверей.

(Посмотрите видео: 10 мин. 46 с.)


Для трёхлетних детей и постарше, способных говорить и слушать сказки, занятия лепкой желательно включить в игровой сюжет.

Пример:

  • Изготовление травки для зайчиков;
  • Превращение пластилина, в животное или человечка.

Спустя несколько недель занятий вы сможете вызвать у вашего ребенка постоянный интерес к лепке. Ребёнок запомнит, где и как идут занятия, а вечером будет хвалиться своим результатом и показывать его родным. Вместе с тем, малыш заметит, что мама также интересуется творческим процессом. Для малыша мамины эмоции крайне важны. Психологи рекомендуют показывать ребёнку общесоциальное значение того или иного действия, его нужность и серьёзность в глазах родителей. Полезными для ребёнка будут занятия в кружках, где другие дети также лепят и рисуют. Пример окружающих очень важен. Но уроки в домах творчества и кружках не заменят совместной работы с мамой. Первое – между уроками получается слишком большой перерыв, а второе – мамины уроки гораздо лучше запоминаются. Если вы стремитесь к крепким взаимоотношениям со своим повзрослевшим ребёнком, будьте рядом все дошкольные детские годы. Принимайте участие в интересующей его деятельности. Чтобы творческий процесс лепки не надоел, идеи и вариации уроков должны быть различными.

 

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *