Развитие ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как его распознать и скорректировать

Довольно часто от родителей можно услышать жалобы на то, что их чадо находится в состоянии постоянного возбуждения, излишне подвижно и вспыльчиво, а когда дело доходит до игр, творчества или обучения, выказывает рассеянность, забывчивость и ярое нежелание доводить дело до конца. Все эти признаки уверенно указывают на синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, и требуют серьезного вмешательства в процесс воспитания ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (для краткости СДВГ) не является «наживной» проблемой, а вызывается особенностями вынашивания и рождения ребенка, которые приводят к дисфункциям мозга (среди основных факторов риска – кесарево сечение и перенесенная асфиксия). Отклонения эти минимальные, то есть в целом мозговая деятельность протекает нормально.

  • Однако нервная система несколько теряет устойчивость: процессы возбуждения доминируют над процессами торможения.
  • Ребенок чувствует себя переполненным энергией и вынужден постоянно искать ей выход.

Как правило, СДВГ диагностируется в возрасте 5-6 лет, хотя бывают случаи, когда симптомы дают четкую картину уже в 2 или 3 года.

  • Воспитание гиперактивных детишек требует недюжинной выдержки, и не только по причине их плохой концентрации – в большинстве своем такие малыши очень нервные, крикливые и обидчивые, склонны устраивать истерики.

(Посмотрите видео: 25 мин. 14 с.)

  • Им трудно соблюдать правильный режим дня, что чревато ночными бессонницами. Настроение часто меняется на резко противоположное, могут часто проявляться аллергические реакции. При содействии психотерапевта скорректировать подобное поведение вполне возможно, если работа будет вестись постоянно и методично, с максимальной отдачей со стороны родителей.
  • Деткам с СДВГ сильно мешает то, что они неусидчивы и с трудом сосредотачиваются на текущих задачах. Однако качество обучения отнюдь не страдает – знания усваиваются легко, ускоренные процессы мышления имеют результатом сообразительность и быструю речь.

Гиперактивность как медицинское понятие неслучайно связывают с дефицитом внимания. Нездоровый психологический климат в семье способен провоцировать состояния, близкие к ней по симптомам. Ребенок, который не получает должной заботы со стороны родителей или видит, как отношения между ними стремительно разлаживаются, пребывает в постоянной тревожности и вполне может выказывать черты гиперактивного поведения.

Каковы же признаки гиперактивности у ребёнка:

Признаки гиперактивности у ребёнка

  1. Во время разговора ребенок никак не может сосредоточиться, даже когда его строго призывают к порядку. Не проходит и минуты без того, чтобы он не совершил хотя бы малейшее движение, при этом суть беседы явно ускользает от внимания. Слова взрослого почти никак не воспринимаются, собственная речь сумбурная и сбивчивая. Может задавать массу вопросов, но интерес к ответам быстро угасает.
  2. Раздражение часто вызывается внешними физическими факторами – налицо чрезмерная восприимчивость к свету и звукам.
  3. Наблюдаются явные трудности с выполнением мелкой ручной работы: застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.д.
  4. Если попросить ребенка изобразить что-нибудь на бумаге, рисунок будет выглядеть небрежным, недоделанным. Там, где должны быть сплошные контуры, линии окажутся разомкнутыми, краски выйдут за границы фигур.
  5. При письме многие гиперактивные школьники «проглатывают» или не дописывают слова до конца, как будто не успевают за полетом мысли. В их текстах чаще можно увидеть описки, нежели орфографические ошибки.

(Посмотрите видео: 49 мин. 46 с.)

Примечательно, что чрезмерная активность наблюдается не только в условиях привычной домашней обстановки. Ровно так же ребенок ведет себя в обществе сверстников и во всех учреждениях, где ему доводится бывать, независимо от принятых запретов и ограничений.

Как минимизировать вредные последствия гиперактивности

Коррекция гиперактивности детей

Коррекция гиперактивности детей должна быть комплексной, привлекающей к участию не только членов семьи, но и компетентных специалистов. Первые шаги заключаются в следующем:

Назначение поддерживающей терапии

Изучив состояние ребенка, доктор может назначить прием мягких седативных препаратов или трав с успокаивающим действием, которые нормализуют нервные процессы. Отличные результаты дает «разгрузочный» массаж шеи, возможно применение методов кинезиотерапии.

Установление четкого режима дня

Особенно важно создать условия для полноценного отдыха, поскольку дети с СДВГ обычно спят очень беспокойно.

  • Чтобы сон был крепким и продолжительным, необходимо погашать их активность за пару часов до отправки в кровать. Проще говоря, изматывать физически так, чтобы не оставалось сил на бурную деятельность. Этому прекрасно способствуют длительные прогулки.
  • Полезно устраивать теплые вечерние ванны с расслабляющими добавками, например, лавандой, ромашкой или мелиссой.

Ограничение пользования компьютером и гаджетами

  • Постоянный контакт с интерактивной электроникой, как и долгий просмотр телевизора, возбуждает и без того встревоженную нервную систему.

Как следствие, неуправляемое поведение и та же бессонница.

Отказ от «стратегии силы»

  • Запугиванием, криками и взываниями к совести решать проблемы совершенно точно не получится. В силу особенностей психики ребенок с СДВГ все требования попросту игнорирует.
  • Гораздо эффективнее переключать внимание на другой род деятельности, устраивать совместные игры, привлекать к какому-то творчеству. Пусть усидчивости будет хватать совсем ненадолго.
  • Большое значение может иметь соревновательный дух – приобретая игровую форму, скучные повседневные обязанности перестанут восприниматься как нечто раздражающее. Нужные бытовые навыки будут оттачиваться «между делом» – незаметно, без лишних капризов.

Когда не получается выполнить то или иное задание, следует не ругать или утешать, а подбадривать и хвалить. 

Таким образом, поддерживается детское внимание, ребенок быстрее справляется с тем, что его угнетает и благополучно возвращается к занятию. Для школьника мотивация важна вдвойне. Необходимо помочь определиться с целью, к которой он будет стремиться. Только личная заинтересованность в успехе может гарантировать упорные старания и хорошую успеваемость. Уговоры и угрозы со стороны родителей тут абсолютно бессильны.

Игры для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей

Правильно подобранные игры тоже помогают добиться значительного прогресса в воспитании гиперактивного чада: учат удерживать внимание, выравнивают эмоциональный фон, благотворно влияют на речь, прививают полезные навыки общения.

Подвижные занятия, во время которых выплескивается избыточная энергия (например, из разряда «Съедобное / несъедобное»), обязательно нужно чередовать со спокойными сидячими развлечениями.

Примеры игр на развитие внимания

Предложите ребенку ненадолго «примерить» взрослую роль корректора – человека, обученного находить и исправлять ошибки в тексте.

  • Выберите букву или сочетание букв, чтобы ребёнок вычеркнул в газете или какой-нибудь брошюрке.
  • Оговорите время, за которое нужно выполнить это задание.
  • Когда истечет отведенный срок, проверьте работу, но не делайте акцент на ошибках – наоборот, стоит показать, что мальчик или девочка справляется очень хорошо.
  • Повторяйте игру время от времени, и по мере улучшения концентрации ошибок будет становиться все меньше.

Для следующего развивающего занятия понадобится чистый лист бумаги.

  • Расчертите его так, чтобы получилось поле 4X4 клетки, то есть в общей сложности 16 ячеек.
  • Посадите в любую из клеток муху.  Её можно сделать из подручных материалов или заменить любым мелким предметом вроде пуговицы.
  • Задача ребенка – не глядя на поле, руководить перемещениями насекомого: сдвигать на столько-то клеток в таком-то направлении.
  • В процессе игры он будет детально представлять всю картину, тем самым тренируя внимание и память.
  • Когда муха окажется за пределами поля, нужно тут же доложить ситуацию.
  • После того как игроки поменяются местами, все начинается заново.

(Посмотрите видео: 27 мин. 16 с.)


В развивающую программу необходимо включить и такие игры, которые способствуют сбросу напряжения, заставляют то прислушиваться к тактильным ощущениям, то испытывать абсолютное расслабление.

Процесс можно выстроить так:

  1. Разложите перед ребенком предметы с разными фактурами (деревянные, текстильные, пластмассовые, ватные и т.д.);
  2. Дайте их рассмотреть и «записать» в память;
  3. После чего предложите закрыть глаза.
  • Выберите один из предметов, прикоснитесь к игроку, и пусть он, не открывая глаз, угадает, что это.
  • Процесс распознавания вызывает мышечное напряжение, а затем ему на смену приходит полная расслабленность. При гиперактивности очень важно уметь «переключаться». Игра прекрасно развивает такой самоконтроль.

Еще одна забава на тонус / расслабление предлагает вжиться в роль надувного мяча.

  • Изначально ребенок изображает спущенный мячик, принимая максимально вялый вид.  По мере того как родители усердно его «накачивают», преображается на глазах: плечи расправляются, щёки раздуваются, руки вытягиваются по сторонам.
  • Дальше родители должны посетовать на то, что перестарались – мячик придется спустить, а иначе лопнет. Главный герой, со своей стороны, расслабляется, да так, что в итоге просто укладывается на пол.

(Посмотрите видео: 28 мин. 05 с.)


Можно обыграть и роль караульного: ребенок вытягивается по струнке, как только услышит ключевое слово «солдат», держит стойку некоторое время.  По команде «тряпичная кукла» немедленно расслабляется – до того момента, пока его снова не призовут на службу.

  • Конец игры всегда должен наступать в момент полной расслабленности.

Для развития силы воли нет лучшей игры, чем «Говори по сигналу».

Суть в том, что ребенку задаются простые вопросы, однако отвечать на них сразу он не может: сперва должен «поймать» условный сигнал.

  • Например, ведущий почесывает нос или сцепляет руки в замок, но до этого совершает ряд отвлекающих, запутывающих действий, чтобы игрок все время держал в тонусе внимание и концентрацию.
  • Не выдавать ответ раньше времени, особенно когда он напрашивается сам собой, гиперактивным деткам очень и очень трудно.

Помните о том, что в процессе игрового развития на ребенка нельзя оказывать чрезмерное давление. Всегда прислушивайтесь к мнениям и пожеланиям. Если не нравятся предлагаемые условия, меняйте их или подбирайте другой вариант развлечения. Ну а в случае больших затруднений не стесняйтесь обращаться за помощью к профессиональному детскому психологу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *