Развитие ребенка

Особенности сенсорного развития детей

Наряду с физическим и умственным развитием ребенка огромное значение имеет так называемое сенсорное, — когда малыш познает окружающий его мир с помощью органов чувств. Они позволяют человеку понять свойства окружающих его предметов и сформировать о них полноценное мнение, различать их на фоне остальных. Рассмотрим особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста. Эта тема актуальна на сегодняшний день и является очень важной для молодых родителей.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Особенности сенсорного развития детей

С рождения малыш владеет всеми необходимыми чувствами восприятия – зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. Эти чувства начинают работать с самого рождения и продолжают совершенствоваться всю жизнь. Младенцу предстоит научиться распознавать огромный поток информационного хаоса, который наваливается на него с момента появления на свет. С первых дней жизни и до трех лет мозг ребенка впитывает огромное количество информации. А потому сенсорное развитие в этот период имеет большое значение в дальнейшем формировании логики, творческого мышления, способности к обучению.

Итак, зрительное восприятие основано на различиях формы, цвета, размера и других видимых особенностей. Кожная чувствительность опирается на тактильные ощущения — различия предметов по качеству их поверхности, а также на осязание, распознавание температуры и весовых параметров предмета.

(Посмотрите видео: 7 мин. 22 с.)


Многие специалисты полагают, что именно первые 4 года жизни человека являются максимально значимыми для развития органов чувств, восприятия и анализа окружающих предметов. Сенсорное воспитание ребенка – это фундамент для дальнейшего интеллектуального роста, развития воображения и концентрации внимания. Недаром известны случаи так называемого «сенсорного голода», когда ребенок, испытавший дефицит ощущений одного из органов чувств, отставал в умственном, физическом или речевом развитии.

Условно сенсорное развитие до четырех лет можно разделить на 4 этапа:

  1. Период младенчества (до года).
  2. Период раннего возраста (с года до двух).
  3. Период младшего дошкольного возраста (с двух до четырех).
  4. Период дошкольного возраста (с четырех до шести).

Развитие ребенка от рождения до года

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Читайте также: Кризис первого года жизни ребенка

В первые месяцы появления на свет малыш максимально зависим от своих родителей, в том числе и в плане развития ощущений. Именно они должны преподать ему первые уроки, связанные с познанием форм и свойств окружающих предметов. Малыш, как губка, впитывает новые ощущения, подаренные ему с любовью в игровой форме.

Веселая игра щекотка пяток является одной из самых любимых развлечений малышей до года.

  • Во время переодевания можно провести по пяточкам малыша мягкой щеткой, например, для макияжа. Понаблюдать за реакцией малыша. Чаще всего дети выражают свои эмоции подергиванием ручек и ножек.
  • Теперь можно изменить реквизит и провести по пяточкам малыша ребристым мячиком.
  • В качестве инструментов можно использовать разные предметы — платок, перышко или же пальцы рук.

Проводя такую процедуру во время каждого переодевания важно стремиться, чтобы малыш получил тактильных впечатлений как можно больше. Существует множество и других способов для развития тактильных ощущений, которые полезно ощущать всем телом. 

  • Во время купания можно легко потереть тельце ребенка мягкой губкой, а после завернуть его в махровое полотенце.
  • Легкий массаж, смазывание тела кремом, проведение пальцем по животику, руке, спинке младенца — все эти манипуляции способствуют сенсорному развитию малыша.

Нельзя также недооценивать пользу грудного вскармливания в сенсорном развитии ребенка.

  • Сосание материнской груди вместо пустышки с первых дней сопровождается длительным тактильным и зрительным контактами.
  • Спустя несколько месяцев добавляется развитие мелкой моторики через ощупывание маминых волос, пуговиц, бижутерии во время нахождения у груди.

Не обязательно специально придумывать развивающие игры, ведь даже исследование дома может превратиться в увлекательную игру. Когда малыш освоил ползание, ему следует позволить изучать пространство вокруг себя, содержимое шкафов, ящиков и полок. Конечно, важно заранее обезопасить территорию квартиры, убрав все хрупкое и опасное наверх.

Сенсорное развитие в период от года до двух лет

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

На втором году жизни ребенок постепенно начинает проявлять интерес к слушанию сказок, его можно вовлечь в подвижные и пальчиковые игры. Догонялки, прятки, «сорока-ворона», шведская стенка, игры в мяч и в воде становятся неотъемлемой частью ежедневного досуга малыша.

Ко всему вышеперечисленному рекомендуется добавлять сортировочные игры с зернобобовыми и макаронными изделиями. Малыши очень любят играть с сыпучими крупами. Можно использовать готовые игрушки – сортеры, которые надолго занимают детей этого возраста.

Развитие малыша от двух до четырех лет

Сенсорное развитие детей от 2 до 4 лет

На этом этапе происходит активное развитие речи, и очень важно не поддаться соблазну оставить двухлетнего ребенка перед экраном планшета или телевизора. Поскольку переизбыток зрительных впечатлений с легкостью может вызвать задержку речевых навыков.

  • К сенсорным играм в этом возрасте смело можно добавлять лепку из соленого теста, пластилина, кинетического песка, не опасаясь, что ребенок будет бесконтрольно пробовать рабочий материал на вкус.
  • Уроки рисования пальчиками, конструктор, пирамидки, матрешки продолжают расширять понятия малыша о формах, цветах и разнообразии текстур.
  • В играх можно использовать любые природные материалы – камешки, желуди, песок, каштаны, цветы. При этом обращать внимание малыша на форму предметов, различие температуры, например, горячий песок, холодный снег, размер.

Сенсорные понятия, которыми должен овладеть ребенок к 3 годам жизни:

  • мягкий и твердый. Для сравнения малышу можно предложить мячики из поролона и твердой пластмассы;
  • сухой и мокрый;
  • теплый и холодный;
  • тяжелый и легкий;
  • полный и пустой;
  • большой и маленький;
  • темный и светлый;
  • высокий и низкий.

(Посмотрите видео: 3 мин. 44 с.)


Отличную основу для обучения сенсорному восприятию предоставляют наборы «Лего». Благодаря им ребенок в игровой форме познает окружающий его мир, и приобретает понятия о предметах и их свойствах.

Упражнения на развитие сенсорной чувствительности помогают ребенку не только распознавать и изучать, но и классифицировать предметы на основе тех или иных объединяющих признаков. Он учится находить и объединять в группы схожие между собой вещи, ориентируясь на их цвет, размер, форму, назначение. Кроме того, малыш пытается дать им соответствующие названия, что очень важно для его будущего речевого развития.

 На примере игры «Лего» это можно проследить наглядно: яркие игрушки завораживают, и ребенок не может оторваться от них, пытаясь изучить со всех сторон и «высказать» свое восхищение в отношении любимых персонажей.

Очень помогает принцип «трехступенчатого урока», который был разработан Марией Монтессори. В качестве примеров можно использовать как составные элементы конструктора «Лего», так и любые подручные предметы.

  • Вначале взрослый демонстрирует малышу карточку с цветом и называет его, после чего предлагает ребенку найти среди прочих выложенных рядом вещей именно красные, а в конце урока, для закрепления полученных знаний, просит найти красные предметы среди всей окружающей его обстановки.

(Посмотрите видео: 4 мин. 29 с.)


Кроме того, два года – это возраст активного знакомства со всевозможными блюдами, которые до этого возраста были под запретом.

  • Двух-трех годовалый малыш уже может участвовать в процессе приготовления пищи: помыть фрукты/овощи, помять тесто, попробовать ингредиенты будущего салата или запеканки.

Чем больше ребенок получает безопасной свободы, тем быстрее он адаптируется и развивается в мире взрослых. Естественно, не стоит забывать о роли мелкой моторики в жизни детей младенческого и младшего дошкольного возраста. Объединение игр на сенсорику и мелкую моторику даст оптимальный результат в развитии не только речи, но и мышления.

Недаром говорят, что чем подвижнее детская рука, тем умнее ребенок!

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает активно познавать мир и открывать для себя что-то новое. Малыш знакомится с формой предмета, его фактурой, запахом, учится различать цвета и оттенки. Все это относится к сенсорному или чувственному восприятию окружающего пространства.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Как помочь детям развить сенсорику?

Возраст человека 4-6 лет – это этап личностного развития, являющийся продуктивным для закладывания у него основ сенсорного восприятия. Развитие чувственного анализа ребенка связано с усвоением сенсорных норм и совершенствованием умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Сенсорное воспитание дошкольников включает в себя несколько этапов:

  • развитие правильного чувственного восприятия, формирование сенсорных эталонов;
  • обучение всестороннему исследованию предметов;
  • развитие умения различать цвета, формы и величины;
  • формирование аналитического восприятия.

Как происходит сенсорное развитие дошкольника 4-6 лет?

Как происходит сенсорное развитие от 4 до 6 лет?

Формирование сенсорных эталонов у ребенка 4-6 лет происходит, как правило, в игровой деятельности. Педагоги и психологи предлагают малышам задания на подражание, узнавание предметов на ощупь, сравнения их свойств и выбор знакомых предметов из нескольких предлагаемых. Таким способом дошкольники учатся анализировать, сравнивать предметы, делать выводы, знакомятся с новыми для себя предметами окружающей действительности и их свойствами.

Познание сенсорных эталонов начинается с чувственного знакомства с предметами окружающего мира, тактильными ощущениями. Позже ребенок сталкивается с многообразием форм, цветов, звуков, вкусовых качеств, весом и другими признаками предметов, с которыми соприкасается. Так постепенно формируется адекватное восприятие окружающей действительности.

Советы родителям

(Посмотрите видео: 8 мин. 11 с.)


В дошкольном возрасте ребенка важно научить пользоваться знакомыми ощущениями. Не только перед педагогами, но и перед родителями стоит задача научить малыша правильно соотносить качества предметов с общепринятыми эталонами. Как это сделать? Вот несколько рекомендаций для молодых родителей, чему они должны научить ребенка:

  • всесторонне обследовать предметы;
  • конструктивно взаимодействовать со сверстниками и контролировать
  • заботься о домашних животных, не обижать их;
  • самостоятельно следить за своей гигиеной;
  • отличать живые и неживые предметы;
  • участвовать в разнообразных домашних делах (готовка, уборка, ремонт, стирка и т.д.);
  • аккуратно пользоваться опасными предметами (ножницы, иголка, нож, утюг).

При занятиях с малышом желательно использовать дидактические и развивающие игры.

(Посмотрите видео: 11 мин. 10 с.)


Однако следует помнить, что каждый ребенок индивидуален. Сенсорное развитие ребенка — не разовый процесс, ему нужно постоянно уделять внимание вплоть до наступления школьного возраста. Период сенсорного развития окончательно формируется только к 6 годам, когда ребенок сможет самостоятельно применять полученные знания и приобретать на их основе новые навыки. Поэтому не стоит расстраиваться, если малыш еще не овладел некоторыми навыками. Родительское тепло и забота, совместные игры помогут быстрому развитию необходимых навыков сына или дочери.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – важное мероприятие для формирования гармоничной личности. Оно является фундаментом для дальнейшего умственного развития. Своевременно полученный опыт и знания помогут ребенку в процессе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *