Воспитание детей

Привязанность ребёнка к матери: как формируется

Каждому ребёнку для гармоничного развития жизненно необходима привязанность хотя бы к одному взрослому и чаще всего мы подразумеваем, привязанность ребёнка к матери. Как можно раньше сформируйте тесную связь с малышом, и процесс воспитания будет успешным.

Привязанность обусловлена вашей заботой и вниманием к желаниям и нуждам ребенка.

С рождения малыш особенно нуждается в ласке, заботе, покое.  Взрослые для ребёнка – весь мир, без них новорождённый малыш просто не выживет. Привязанность ребёнка к матери до года очень важна. Именно в этот период происходит закладка близких доверительных отношений с ребёнком, ведь он приспосабливается к новой среде обитания. Он учится ходить и говорить.

  • В этот период привязанность формируется через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
  • Для того чтобы выжить, младенцу необходимо быть в постоянном физическом контакте с тем, кто заботится о нём.

Ребёнок может очень внимательно рассматривать мамино лицо. Он громко плачет, когда в чём-то нуждается, а плач пробуждает в нас инстинкт заботиться о ребёнке.

Привязанность ребёнка к матери

Формируется на основе поступков, рассмотрим их подробнее:

1. Всегда отзывайтесь на плач малыша.

привязанность ребёнка к матери

Если он заплакал, подойдите к нему, приласкайте и успокойте. Ведь при помощи плача удовлетворяются потребности ребёнка в пище, отдыхе, общении. По поведению ребёнка будет понятно, в чём он нуждается. Если голоден – будет пальчики засовывать в рот или требовать мамину грудь.

Никогда не бросайте ребенка без вашего внимания!

Если он не может успокоиться, сделайте всё возможное, чтобы малыш не ревел. Подержите его на руках, покачайте, слегка можно подбрасывать, гладьте, пройдитесь с ним. Даже ваше присутствие поможет ребёнку быстрее успокоиться.

2. Давайте ребёнку грудь.

привязанность ребёнка к матери до года

Грудное вскармливание способствует лучшему пониманию ребенка. Многие мамы безошибочно определяют настроение ребенка при кормлении. Малыш учится доверять вам. Он большую часть времени находится возле маминой груди и чувствует, что нужен и дорог ей. Кормите грудью, когда пошёл второй год ребёнку. Длительное кормление грудью не избалует малыша, спросите вы? Когда же он будет самостоятельным ребёнком. На самом деле – наоборот: дети, у которых не забирают грудь рано, более самостоятельны.

Долгое кормление грудью подталкивает малыша к поиску независимости.

Мысль кормить ребёнка позже, возможно, вам не понравится. По собственному опыту скажу, что для полноценного развития детей желательно не отнимать от груди, а тогда, когда сами этого захотят. Отказ от груди – это этап взросления. Тех, кого лишают груди рано, больше чем сверстники раздражены, агрессивны, склонны к капризам, не доверяют воспитателям, не могут устанавливать взаимоотношения с людьми.

В 1990 г. врач, Антония Новелло сказала так: «счастлив тот ребенок, которого кормят грудью до двух лет».

3. Берите малыша на руки.

Носите ребёнка на руках

У мамы на руках, он ощущает себя надёжно и спокойно. Ребёнок может расслабиться, вы ведь рядом. Он может вас чувствовать, нюхать, слышать ласковый голос, ощущать ваш запах и прикосновения.

Вы говорите ребёнку: « Я буду любить тебя всегда. Тебе нечего бояться».

Перенасытить ребёнка этим невозможно.

4. Играйте с ребенком.

играйте с ребёнком

В игре вы общаетесь друг другом, укрепляются ваши взаимоотношения. Как же ребёнок счастлив в игре с родителями! Совместная игра позволяет формированию у малыша чувства значимости для вас, которое способствует развитию у него уверенности. Игра в «ку-ку», в кубики, игра в «ладушки»– самые первые и любимые игры многих маленьких детей.

5. Обязательно спите вместе с малышом.

совместный сон с ребёнком

Некоторые взрослые полагают, что дети должны спать от них отдельно. Однако я считаю, что когда малыш спит рядом с вами, это способствует укреплению связи между мамой и малышом.

  • Совсем неважно, как засыпает ребёнок с грудью, с бутылочкой, при укачивании или самостоятельно – важно насытить его своим вниманием, любовью и объятиями. Это поможет ребёнку расслабиться.

Наблюдения педиатров позволяет сделать вывод, что организм ребенка функционирует лучше, если он спит с мамой. Сердце и органы дыхания меньше нагружены, а значит, малыш меньше испытывает напряжение, физически более вынослив, меньше беспокоятся. Пора, когда ребёнок просится к вам на руки, спит рядом с вами, скоро пройдёт.

Чувства защищенности и любви, на бессознательном уровне, останутся с ним навсегда.

6. Помогайте ребёнку.

Помогайте ребёнку

Помощник поддерживает малыша, помогает извлечь важные уроки. Зачастую мама является первым помощником ребенка. Она поудобнее укладывает его при кормлении, придерживает стул, чтобы малыш не упал и т.д. Ребёнок растёт спокойно в том случае, если он получает постоянную заботу и внимание к своим нуждам.

Если в какой-то потребности он пресытился, перестаёт быть актуальной, он с ней просто расстаётся.

Когда мы уже сыты, пищу со стола брать не будем. Если мы хорошо выспались, днём ложиться не будем. За удовлетворённую потребность нет необходимости цепляться. Если в чём-то необходимом нас ограничивают, это нам становится ещё нужнее. Только представьте, к ребёнку не всегда подходят, кормят, когда считают нужным, а не когда хочет кушать, или часто бросают одного. Ребёнок в этом нуждается, а потребность не удовлетворяется. Даже если родители потом и оказывают внимание, он им уже не доверяет, что ему этого будет достаточно, и перестраховывается. Требует многого, ведь он уже научен. Чтобы дали необходимое надо просить больше.

Чувство защищенности важно для малыша

Привязанность ребёнка к родителям

Если малыш нуждается в помощи, он плачет. С появлением ребёнка, родители готовы делать всё необходимое для его благополучия. Кормят, укачивают, меняют памперсы, играют. Так у малыша происходит формирование чувства защищенности, осознания того, что все возникшие проблемы решат родители, нужно лишь только одно – быть рядом с ними.

Так и формируется привязанность: малыш утешается только одним присутствием родителей.

Если от них исходит спокойствие и уверенность – ему комфортно, поскольку именно отношения в которых находится малыш, являются фундаментом нормального психического развития человека и определяют его благополучие.

Почему ребёнок не воспринимает «чужих»

Годовалый малыш различает своих и чужих. Свои — это родные и близкие взрослые. А все остальные — это чужие, за которыми недопустимо следовать, ведь чувство безопасности важнее. Совсем маленького ребёнка, подержать на руках не знакомому человеку можно, а годовалого не получится: он просто будет вырываться и кричать, крутиться, в надежде увидеть маму. Когда ребёнок свободно передвигается, ему необходимо знать за кем идти, а за кем нет.

Поведение следования необходимо для безопасности, развития и взросления

После года ребёнок учится следовать за родителями, чтобы находиться с ними и продолжить изучать окружающий мир. Поведение следования заключается в движении в окружающем мире, безопасности и подражанию. Пример, если вдруг ребёнок потерялся на улице, он останавливается и начинает плакать. Родители зачастую требуют немедленно подойти к ним, запугивают тем, что оставят ребёнка одного. Но поведение ребёнка обусловлено инстинктом: потерялся — значит стоять на месте и ждать своих.

поведение следования за родителем

После года ребёнок подражает тем, кого любит.  Малыш начинает стремиться к схожести с родителями. Ребенок копирует мимику родителей, манеру одеваться. Привязанность вызывает стремление подражать. Годовалые дети, как «обезьянки», стараются во всём быть похожими на маму и папу. Например, маленькие мальчики иногда хотят носить туфли на каблуках, как старшая сестра, а маленькие девочки хотят бриться, как папа. Очень хорошо, когда у вас и ребёнка есть что-то общее, будь то любовь к верховой езде, путешествиям. Такая схожесть очень укрепляет ваши взаимоотношения. Качество привязанности определяет и готовность ребёнка к послушанию.

Как ребёнку пережить стресс

как ребёнку пережить стресс

Если у малыша возникла проблема (сломалась игрушка, рассыпалась башня, упал и ударил коленку), он идёт к маме. Ему так нужна ее любовь!

Родитель должен позволять ребёнку всегда утешаться возле него.

Малыш забирается на руки, прижимается, ласково обнимает. Родитель может улыбнуться, приласкать, утешить, принять негативные чувства и эмоции, и помочь выйти из стресса. При появлении проблемы нужно смириться и не думать об этом. Согласиться с ситуацией, получить защиту, смириться с реальностью, и позволить стрессу уйти.

Три года: куда делась привязанность?

Во время этого возрастного кризиса поведение следования как бы исчезает. Трёхлетний малыш перестаёт идти, куда его зовут, не слушает, что ему говорят. Ребёнок и сам удивлён: его желания не совпадают с родительским мнением. Оказывается, не все его хотения выполнимы, он страстно желает самостоятельности, но боится «оторваться» от взрослых, а негативные эмоции переполняют его. Родителю тоже очень сложно совладать с капризным малышом. Если связь «родитель – ребёнок» крепкая, то взрослый поддержит ребёнка. Он сможет помочь пережить негативные чувства, будет оберегать малыша.

Только в этом случае ребёнок усвоит важное: привязанность важнее конфликтов.

Привязанность важнее конфликтов

Перевёрнутая привязанность

Не всегда родители ведут себя как взрослые с детьми. Бывает, что родитель передаёт роль взрослого человека за привязанность ребёнку: ты не послушал меня, сделал по своему, поэтому от тебя зависит возврат нашей привязанности. В таких семьях формируется неправильная привязанность, при этом ребёнок становится «просто невыносимым».  Он будет качать права, требовать своего, командовать взрослыми — однако, сильно страдать, потому что за главную роль заплатит чувством защищённости.

О привязанности — в другие возрастные периоды ребёнка

В возрасте 4-7 лет ребёнок испытывает потребность в любви и заботе о ком-то. К четвертому году у ребенка появляется желание, быть самым важным и значимым в жизни для родителей. Малыш хочет понравиться, становится мягче, покладистее.

  • В это время можно, например: играть в прятки, доверить малышу поливать цветы, собрать мебель, что-то приготовить.
  • Пусть ребенок услышит ваш разговор с кем-нибудь, где речь пойдет о том, насколько вы довольны его каким-нибудь достижением, или ещё чем-то.

Пятилетний ребёнок начинает любить! Теперь малыш любит по-настоящему. Он может многократно говорить, что любит и крепко обнимать так, что нечем дышать.

привязанность - основа крепких взаимоотношений с ребёнком

Хорошо в этот период рассматривать семейные фотографии, рассказывать малышу, как его ждали, каким он был маленьким, обниматься.

  • Всегда благодарите ребёнка за любое проявление любви с его стороны.
  • Говорите ребёнку о том, что любите его всегда, в любой ситуации.

В шесть лет формируется психологическая близость, это когда тебя знают.  Если привязанность успешно развивалась, ваш ребёнок будет открыт для вас всегда. Он будет готов поделиться самыми сокровенными секретами.

  • Ребёнок, испытывающий крепкую привязанность к родителям, хочет быть уверен в том, что он всегда может доверять им, и он будет ценить их мнение.

Как укрепить привязанность? Знать увлечения, мечты ребёнка, делиться и хранить взаимные секреты.

Если у вас сложности с воспитанием ребенка – задумайтесь о надежности вашей родительской связи.

Если она слаба, укрепите ее. Привязанность ребёнка к родителям формируется не за один день. Поэтому не ожидайте, что отношение ребёнка изменится мгновенно.

На процесс восстановления связи нужно время.

  • Возможно, вы постоянно будете находиться рядом с сыном или дочкой, например, брать в деловые поездки.
  • Или необходимостью будет испечь, в выходной день торт с зайчиками, или купить одинаковые духи маме и дочке.
  • А можно организовать поход за ягодами или грибами!

Что бы ни требовалось от вас для сокращения дистанции между вами и вашим ребенком, сделайте это, и процесс воспитания наладится сам собой. Невидимые нити привязанности остаются потенциалом ребёнка на всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *