Развитие ребенка

Роль игры в жизни ребёнка

Для ребёнка любого возраста игра — это главное действие. Это наиболее доступный способ познания окружающего мира. Именно так дети получают новые эмоции, учатся контролировать себя, начинают понимать принципы и законы мироздания. В этой статье мы рассмотрим подробнее, какова роль игры в жизни ребёнка?

Какова роль игры в жизни ребёнка дошкольника?

Роль игры в жизни ребёнка

Для дошкольников это ведущий метод обучения. Если говорить просто, то ребенок развивается и познает окружающий мир именно через игру. Не все родители знают о том, что игры, кроме организации досуга, выполняют еще одну крайне важную функцию, о которой я и предлагаю поговорить.

Любые игры — будь то настольные, подвижные или конструкторы — развивают детскую психику.

Если ребенок при помощи игр и игрушек узнает свойства предметов, сравнивает их размеры, цвет и количество, значит, его мозг активно развивается. Необходимая для нормального развития модель исследовательского поведения ребенка формируется именно в процессе игры.

В качестве примера рассмотрим популярный конструктор «Лего». Он не только совершенствует мелкую моторику ребёнка, но и способствует развитию речи. Разнообразные наборы конструктора позволяют расширить представления ребёнка о профессиях, механизмах, разных странах и континентах, культовых фильмах и т.д. Развитие ребёнка во многом зависит от того, достаточно ли у него игрушек для игр. Следует помнить о том, что ребенок, получив новую игрушку, сначала знакомится с ней, изучает ее форму, цвет, размер, другие свойства. Родители могут помочь, задавая наводящие вопросы или, если ребёнок совсем маленький, рассказывая о свойствах игрушки. Ребёнок начинает понимать, как с ней нужно играть, и эти навыки влияют на его развитие, потому как он узнает для себя что-то новое.

Роль игры в жизни ребёнка дошкольника

Игрушка — это предмет, который сопровождает ребёнка с момента появления на свет и до полного взросления. Многие взрослые с ностальгией вспоминают свои детские игрушки, а некоторые завидуют своим детям — мол, в нашем возрасте не было таких замечательных вещей, как кукла «Барби» или конструктор «Лего». Первые погремушки, подвешенные над кроватью ребёнка, развивают его сенсорное восприятие, воздействуя на зрение яркими красками. Развивается зрение и слух у младенца благодаря звенящим и звучащим игрушкам.

Игра для малыша – своеобразная школа жизни.

По мере взросления у ребёнка появляются другие, более сложные игрушки и игры, которые дают возможность развиваться таким качествам, как усидчивость, внимание, память, речь. Очень многие игры, особенно ролевые, направлены также на воспитание ребёнка. Он учится обращаться с ними, общаться с внешним миром, входить в контакт с представителями разных профессий. Творческие наборы, такие как раскрашивание, лепка, роспись по стеклу, вышивание, плетение бисером, моделирование, способствуют не только развитию творческих способностей ребенка, его мелкой моторики и ориентированию в пространстве. Они учат его воспринимать, смешивать и сочетать разные цвета, фактуры и материалы.

Какова роль игры в жизни ребёнка?

Познавая границы отношения человека с миром, кроха облегчает себе процессы адаптации в среде. Ребёнок учится брать на себя ответственность, видит результаты своих поступков. Ролевые игры характерны для детей, начиная с трехлетнего возраста. Поначалу кроха примеряет на себя одну роль, но постепенно учится исполнять сразу несколько, и даже режиссировать действие.

Такие игры помогают лучше понять, как устроено общество, примерить на себя различные роли, прочувствовать ситуацию с разных сторон: побыть врачом и пациентом, продавцом и покупателем, учителем и учеником.

Взрослый может иногда вмешиваться в игру, подсказывая какие-то детали, объясняя непонятные моменты. Но нельзя быть надоедливым, ведь малыш должен научиться действовать самостоятельно, принимать решения и отвечать за свои действия. Жесткий контроль и четкий сценарий создают чрезмерное напряжение, препятствуют проявлению импровизации и инициативы. Это не принесет положительных эмоций, и никак не поможет малышу.

Что могут узнать взрослые, наблюдая за игрой?

Роль подвижных игр в жизни ребёнка

Читайте также: Ребёнок изгой: что делать?

Во время игры ребенок может определить свое место в социуме на практике, а не только в теории. Родители, в свою очередь, могут увидеть, что в этом процессе идет не так, мягко направить малыша, скорректировать его поведение. Например, если кроха играет, используя игрушки только по их функциональному назначению, это говорит о бедности его фантазии. Должно насторожить, если ребёнок не представляет себя супергероем, не создает сюжеты своих игр. Любая игра развивает внутренний мир, она не может состоять лишь из механических, односложных действий.

Наблюдая за тем, как играет малыш, можно многое сказать о его ощущении себя во внешнем мире. Например, девочка кричит на куклу, ставит ее в угол, тем самым показывая, как относятся в семье к ней самой. В ролевых играх легко обнаруживаются страхи и комплексы, внутренние барьеры и зажимы. Ребёнок просто переносит в игру события из своей реальной жизни.

(Посмотрите видео: 4 мин. 22 с.)


С помощью игры можно понять, какую информацию кроха получает из внешнего мира. Агрессия по отношению к игрушкам говорит либо о том, что малыш смотрит слишком много фильмов, либо о том, что именно так к нему относятся окружающие. Дети всегда являются зеркалом, в котором отражаются все негативные и позитивные стороны семейной жизни.

  • Какова роль игры в жизни ребёнка? Пример из практики это объясняет.

Пятилетний мальчик испытывал разлуку с мамой, которая проходила лечение в больнице. Его папа заметил, что сын постоянно хочет играть с ним в собачьи бои. Он рассказывал: « Каждый вечер мы играем, как будто я большой пёс – папа, а он маленький щенок. Он рычит и нападает на меня. Он хватает меня за одежду, старается укусить, но не делает мне больно. Я прижимаю его к полу, в борьбе он пытается вырваться на свободу. Так происходит до тех пор, пока он не устанет. Ему достаточно тогда, когда он ложится ко мне на колени и начинает скулить, как раненый щенок. Тогда я просто обнимаю его, и говорю, что позабочусь о нем всегда. Вот как простая игра оказалась решением для душевного смятения мальчика. Игра послужила отличной эмоциональной разрядкой для ребёнка, находящегося в сложной ситуации.

Игра - естественное состояние ребёнка

Читайте также: Если ваш ребёнок левша: полезные советы

В процессе игры ребенок получает новые знания о мире. Перед ним неизбежно встают вопросы, на которые у него пока нет ответов. Приходится либо домысливать их самому, либо обращаться за помощью к родителям. Порой дети так сильно сливаются с игровой ситуацией, что забывают себя. Вы можете позвать малыша, и он никак не отреагирует. Если вы назовете его по имени, он может ответить: «Я не Вася, я – Райдер».

Поэтому взрослым так полезно наблюдать за детской игрой. Это отличный шанс увидеть направление развития ребенка, а если нужно, предпринять какие-то меры. А если пустить все на самотек, однобокое восприятие мира будет лишь усиливаться.

Включаясь в игру, дети переступают через страхи и застенчивость, терпят поражения и одерживают победы, учатся соотносить свои желания и возможности с требованиями коллектива. Подражание любимым героям учит ребенка бороться с самим собой. Цель игр состоит в том, чтобы снять торможение, страх и скованность. Они могут возникать при адаптации к новым условиям, в замкнутом пространстве, при различных фобиях. Также это предупреждение застенчивости, неуверенности в себе, их коррекция, если они уже появились в характере малыша.

Игры и игрушки — это та необходимая база, заложенная в детстве, на основе которой строится развитие личности ребенка.

Что делать, если нет желания играть с ребёнком?

Что делать, если нет желания играть с ребёнком?

Родители пытаются найти к детям какой-то подход – точно так же, как и они хотят найти какой-то подход к ним, — но не знают, как это сделать. На самом деле, давно разыскиваемая нить, которая позволит возобновить глубинную эмоциональную связь между родителями и детьми, — это игра.

Для взрослых, игра достается непросто, так как многие из них забыли все те эмоции, что сами переживали в детском возрасте. Порой кажется, что дети и взрослые живут на разной «волне», хотя и вместе находятся в одной комнате. Энергичная, подвижная деятельность детей воспринимается ими изматывающей.

Также у современных мам и пап нет много времени для игр и забав. Их жизнь насыщена работой и стрессовыми ситуациями. Поэтому часто взрослые чувствуют себя напряженными, уставшими. И на предложение детей поиграть с ними отвечают отказом. А когда соглашаются принять участие в игре, то это быстро напрягает, в особенности, если минувший рабочий день был трудным или многочисленные домашние заботы выбили из сил. Конечно, родители не прочь порезвиться с ребятишками, но быстро возбуждаются, нервничают и начинают выходить из себя. Особенно, если дети устанавливают свои правила игры или требуют слишком многого.

(Посмотрите видео: 3 мин. 25 с.)


Зато, как часто от родителей можно слышать жалобы на детей по поводу отсутствия ко всему интереса, но при этом не обращают внимания на то, что сами не хотят играть в игры, ленятся, чувствуют при этом скуку и начинают отвлекаться. Лучше сказать ребенку: » На сегодня всё, а завтра еще поиграем». Чем: «Всё, больше не проси, игра окончена».

Для взрослых игра – это время скоротать досуг, а для детей – их основное занятие. Когда дети чувствуют, что взрослые отвернулись от них, они замыкаются в себе и выглядят подавленными. Но бывает и наоборот: они ведут себя чрезмерно активно, не способны ни на чем сосредоточиться или хотя бы минуту посидеть на месте. В любом случае они чувствуют себя неуютно в окружающем мире; чтобы вернуть ощущение комфорта, им нужно восстановить тесную взаимосвязь со взрослыми.

Игра не только дает ощущение единения с другими людьми, но и предоставляет возможность восстановить чувство близости, которое по какой-то причине было утрачено. Да здравствует замкнутый круг! Есть понимание, что игра как способ возобновить связь с ребенком работает лучше всего, но родители не способны играть из-за собственных сильных переживаний. Что можно сделать?

  • Перезарядить свои внутренние батарейки!

Есть один момент, который нельзя не учитывать. Все взрослые нуждаются в чем-то более значительном, чем просто знания относительно наших детей и принципов воспитания. Прежде всего, родители нуждаются в восстановлении своего эмоционального фона, избавлении негативных мыслей и чувств.

(Посмотрите видео: 3 мин. 26 с.)


Для начала необходимо осознать эмоции, посетившие во время игры. Это уныние, разочарованность, негодование, недовольство, волнение, смущение. Многие родители твердят о том, что дают своим малышам достаточно внимания, в разы больше чем они получали сами в детстве. Некоторые взрослые свидетельствуют о неспособности и нежелании играть из-за большой усталости, сетуют на то, что игры скучные и много не сделанной ещё работы. » Мне бы только дойти до кровати, усталость одолевает меня, и совсем не до игры»! А когда ребёнок проявляет настойчивость в игре и вовсе охватывает гнев.

Да, родители благодаря этим чувствам ощущают плохое настроение, отвлекаются, думая о не сделанной работе, только бы отстраниться от игры. А значит взрослым необходимо, прежде чем в полной мере играть, выплеснуть все невыплаканные слезы, избавиться от страхов и тревог.

 Это можно сделать очень просто: с кем-то поговорить, выпустить эмоции наружу, поделиться мыслями и чувствами. Главное, чтобы человек выслушал внимательно, не навязывая своё мнение по любому поводу. Это может быть какой угодно человек, вызывающий доверие и желание поделиться наболевшими мыслями.

  • Для взрослых людей разговор, беседа имеют такую же значимость, как для детей игра.

(Посмотрите видео: 8 мин. 33 с.)


 Бывает, ощущение необходимости перед кем-то излить душу после очередной игры. Оба родителя, чаши любви которых опустели, могут снова их наполнить, поделившись друг с другом своими проблемами. Возможно, поначалу один из них будет прерывать другого каждые пять секунд или «отключится» и начнет думать о том, что нужно купить к ужину. Но даже небольшая помощь в этом направлении и готовность в ответ выслушать своего собеседника на протяжении нескольких минут, как правило, приносят плоды.

Важно поделиться наиболее значимыми и трудными мыслями и эмоциями. Хранить все это внутри себя эмоционально очень тяжело, тем самым повышается риск новых ошибок. Какие могут тревожить мысли? Иногда хочется, например, побить ребёнка; бросить всё и уйти; или проявления любви сильнее к одному ребенку, чем к другому; или то, что в первую очередь, вспомнить о своих желаниях и угодить себе, а не о детях. И в этом, зачастую, сложно признаться.

Получить положительный эмоциональный ответ – важный момент в процессе разговора. Даже простой разговор с человеком о его делах житейских, с состраданием, связывая его рассказ с личными проблемами, – это полезный опыт. Получив положительный заряд эмоций, родители могут, с легкостью, возвратиться к воспитанию и играм с детьми с большей решительностью и энтузиазмом. А это улучшит взаимоотношения и, как следствие, общее эмоциональное состояние!

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *