Развитие ребенка

Эмпатия у детей: как её развивать?

Многие родители часто спрашивают, что случилось с состраданием и душевностью в нашем обществе? Как успешно развить её с детских лет? Поговорим об эмпатии в этой статье. Эмпатия у детей и взрослых – это социальная эмоция, определяющая способность разделять переживания, сочувствовать другому человеку. Эмпатия помогает человеку осмыслить собственные чувства в той или иной ситуации.

Эмпатия у детей дошкольного возраста

Эмпатия у детей

Противоположностью эмпатии является эгоцентризм, с которым мы рождены. Совершенно естественно, что каждый ребенок эгоцентричен. Он ставит себя в центр мира и не понимает, что другие люди могут чувствовать себя иначе. Однако 3-летний ребенок начинает замечать чувства других людей. Например, мама плачет, когда малыш грубит, папа злится, если он царапает его машину, бабушка счастлива, когда получает подарок. Полностью ребенок избавляется от эгоцентризма в возрасте 6-7 лет, то есть, когда он идет в начальную школу. Именно в периоды раннего дошкольного детства формируется способность к проявлению эмпатии. Это связано с развитием мозга.

Эмпатия – это врожденная эмоция. Механизм эмпатии работает благодаря зеркальным нейронам. Поэтому, если человек в детстве получил физическую травму, эта часть его мозга может быть недостаточно развита. У психопатов, например, зеркальные нейроны не развиты, поэтому они не чувствуют эмоций относительно других.

Эмпатичный ли вы человек?

Эмпатичный ли вы человек

Чтобы воспитать ребенка, умеющего выражать свои чувства, родителям необходимо не только научиться принимать и понимать чувства своих детей, но и собственные чувства тоже.

Вы думаете, что вы эмпатичный человек? Пройдите тест и посмотрите, правы ли вы. Если вы не уверены в ответе на какой-либо из вопросов, обратитесь за помощью к родственникам. Их объективная оценка, безусловно, окажется полезной.

  1. Я чувствителен к беде другого человека.
  2. Я переживаю за других людей или животных.
  3. Я счастлив участвовать в деятельности на благо других.
  4. Я был активным или благотворительным, и это доставляет мне много радости.
  5. Я думаю, что понимаю, что чувствуют другие люди и почему.
  6. Я терпимый человек, у меня нет проблем с принятием того, что кто-то другой думает иначе.
  7. Мне нравится слушать, когда другие говорят о том, что они чувствуют.
  8. Я люблю советовать другим, люди быстро проникаются доверием ко мне.
  9. Иногда я знаю, как будет вести себя другой человек в данной ситуации.

 Более 5 утвердительных ответов? Поздравляем, вы человек с высоким уровнем эмпатии, вы чувствительны, вы терпимы и добры к другим.

Зачем нужно развивать эмпатию в детях?

Когда у детей появляется эмпатия?

Эмпатия нужна, чтобы коммуницировать с миром, постоянно обновлять информацию о том, что происходит, и понимать, когда нужно оказать кому-то помощь. Если бы мы не чувствовали эмоций, каждый делал бы что, хотел. У нас не работали бы никакие социальные нормы или правила.

Человек – социальное существо. Мы не можем существовать отдельно, поэтому для нас важно чувствовать поддержку, заботу и понимание других. Существует теория привязанности, по которой так же, как маленький ребенок нуждается в опеке родителей, взрослый человек нуждается в поддержке других. А это может реализоваться именно благодаря эмпатии.

Итак, с рождения любому малышу необходима забота, внимание ласка близких людей. С ними у него формируется привязанность. Это самая главная потребность ребенка. Родители с трепетным чувством любви откликаются на потребности своего малыша в кормлении, общении, убаюкивании. Ребенок начинает понимать, что он значим для родителей. Он утешается исполнением своих потребностей. Младенец, способный проявлять свои потребности, становится малышом, умеющим выражать свои чувства.

Отсутствие эмпатии у ребенка

Отсутствие эмпатии у ребенка

Ребенок может не чувствовать эмпатии из-за нарушения работы зеркальных нейронов, психопатии или сильной психологической травмы, приведшей к притуплению чувств. Например, если родители не достаточно заботились о ребенке – с большой вероятностью он вырастет не чутким.

Еще одной причиной может быть стресс. Например, если у ребенка отец-алкоголик, который постоянно бьет его и маму, его психика может сама себя ограничить в интенсивности переживаний и перестать различать чувства, поскольку они причиняют ему боль. Мозг подавляет чувства, создает фильтры, чтобы защититься от боли.  Такой ребенок теряет способность чувствовать. От ребенка можно услышать: « А мне всё равно. Меня это не интересует».

Эмпатия может быть не совсем притупленной, а только в отдельных сферах. Например, когда ребенок пережил тяжелую потерю, он может больше не реагировать на смерть других – сочувствие, интерес и любознательность, относительно этой темы будут заблокированы, он не сможет никого поддержать. Но если же с ребенком взрослые будут переживать сложные моменты – тогда он сможет сочувствовать другим людям и поддерживать их.

Некоторые люди преднамеренно блокируют свою эмпатию и становятся жестче. Например, когда мы видим на улице бомжа, мы можем посочувствовать ему, но можем и пройти мимо. Если постоянно блокировать свои чувства и эмоции, они со временем притупляются.

Общение, развивающее эмпатию 

Развитие эмпатии у детей

Однажды одна мама рассказывала, что как-то, раз её малыш был сильно огорчен очередным походом в детский сад. И стал называть всё «дурацким». Мама расстроилась, и попросила перестать его выражаться. После непослушания она припугнула его запретом играть на телефоне неделю. В ответ на неприятное обещание сын ударил её.

Это пример неверного настроя матери к ребенку.

Давайте рассмотрим, какое общение мамы с малышом способствует развитию эмпатии, и какие ошибки делает родитель.

Крепкая тесная связь соединяет ребенка с мамой уже с рождения. Общение с ней позволяет ребенку познавать окружающий мир. Она учит его выражать и осознавать свои чувства и эмоции. Первые навыки общения с мамой, несомненно, оказывают влияние на общение ребенка с людьми в будущем и на развитие его уровня эмпатии. Это необходимо принимать во внимание, ведь самые главные эмоциональные навыки ребенок осваивает с малых лет.

(Посмотрите видео: 2 мин. 23 с.)


Как же относиться к ребенку?

Необходимо настроиться на ребенка. Настроиться – значит дать ребенку понять, что его эмоции встречают признание и их разделяют. Настроенность возникает без слов, как ритмическая составляющая взаимоотношений. Благодаря настроенности мамы дают понять своим малышам, что знают, что те чувствуют.

Как это выглядит в жизни?

  • Ребенок, например, визжит от радости.
  • Мать подтверждает эту радость мимикой и жестами.
  • Она легонько подкидывает его, говоря с ним воркующим голосом.
  • И напротив, если ребенок начинает плакать мама, изображая эмоцию грусти на своем лице пытается утешить своего малыша, давая понять что ему сейчас досадно.

Возвращаясь к ситуации с мальчиком, не желающим идти в детский сад, возможно так сказать: « Трудно вставать и собираться в садик в понедельник, ведь ты так весело играл с друзьями на выходных». Или: « Я понимаю, ты в плохом настроении, что теперь нужно идти в детский сад». Сопереживание такой сильной эмоции ребенка вероятно смягчило бы ее. Скорее всего ребенок смог бы осмыслить это чувство и выразить эмоцию более соответствующими словами.

Как вести себя нельзя?

Эмпатия в воспитании детей

Какова реакция мамы, когда ребенок плачет? «Прекрати! Ещё одна истерика и мы вернемся домой! Хватит ныть! Ты что как девочка! Ужасное поведение! Бессовестный!» Или еще лучше, некоторые мамы проявляют безразличие к чувствам ребенка так: «Пусть прокричится!» Дети в таких случаях ощущают себя отвергнутыми родителями.  Даже самый близкий человек не пытается их понять! Что уже говорить о целом мире. Если на их эмоции выдают отрицательную реакцию или вообще никакой реакции не дают, то о какой эмпатии у ребенка может идти речь. Собственный мир переживаний ему далек, не говоря уже о мире другого человека.

Очень часто родители, во избежание вырастить плаксу, игнорируют, например, падения малыша, говоря ему, что ничего плохого не случилось. Тем самым они дают ему пример того, как нужно относиться к другим в подобных ситуациях. Ребенок просто не будет знать, что в таком случае нужна поддержка. Но если же он видит, что его обняли и успокоили, то с этим приходит осознание, что поступать нужно именно так – поддерживать в трудных ситуациях.

Как развивать эмпатию у ребенка?

Эмпатия у детей дошкольного возраста

Воспитывая чувство эмпатии, мы закладываем основу правильного, не потребительского, отношения к окружающей действительности. Это качество помогает оказывать поддержку другим людям, понимать и уметь принять их обиды и боль. Стоит ли говорить, как важно это умение среди близких людей, друзей и хороших знакомых. Эмпатичный ребенок может испытывать такие важные чувства, как жалость, скорбь, боль, соболезнование и так далее.

К эмпатически настроенным людям, как правило, тянутся. С ними хочется общаться и выстраивать близкие отношения. Поэтому очень важно развивать данную особенность не только в себе, но и помочь ребенку «настроиться» на волну других людей и услышать их.

Развитие эмпатии у детей происходит постепенно. На это может уйти много или мало времени. Но самое главное – это то, что помочь в этом ему должны родители. Есть несколько советов, которые можно использовать в работе с детьми для развития в них эмпатии.

Полезные советы о развитии эмпатии

Как развить эмпатию у ребенка

Читайте также: Особенности сенсорного развития детей

  1. Изучайте эмоции.

Сколько эмоций знают дети? Как правило, самые основные – грусть, обида, страх, радость, скука.

Маленькому ребенку этого достаточно, чтобы описать свои ощущения. Но с возрастом спектр эмоций расширяется, ребенок по-новому чувствует мир, осознает в нем себя.

Расширить список известных ребенку эмоций просто. Можно вместе с ним выписать все знакомые положительные и негативные переживания и обсудить, что подразумевает каждое из них. Лучше будет даже нарисовать ту или иную эмоцию. Или рассказать историю, которая когда-то случилась и заставила родителей испытать определенные чувства. Дети запоминают образы, и ребенку легче будет ориентироваться, наблюдая за другими людьми.

  1. Говорите с ними о чувствах.

Полезные советы о развитии эмпатии

Многим взрослым очень сложно выразить словами свои чувства и переживания. А что говорить о ребенке. Что делать, если он не знает, как описать свои новые чувства? И тем более не имеет понятия, что именно может чувствовать другой человек. Он еще так мало видел в жизни. Поэтому с самого детства нужно разговаривать об этом.

  • Очень хорошо поможет совместное прочтение сказок. При прочтении нужно обговаривать все эмоции героев сказки. Ребенок должен учиться их понимать и предугадывать.
  • Обсуждайте эмоции с ребенком, например, «Я вижу, ты злишься, потому что твой друг забрал твою игрушку».
  • Объясняйте эмоции окружающих: «Аня грустит, потому что ее котенок потерялся. Может, мы попытаемся его найти?» Перенося свои полученные знания на реальный мир, он начнет разбираться, что переживают люди в разных ситуациях.

Говорят, что дети – жестокий народ. По сути это потому, что они просто не понимают, что может обидеть другого человека. Он может задать обидный вопрос, даже об этом не подозревая. За это не стоит ругать кроху. Ведь он не хотел ничего плохого. Нужно просто поговорить с ребенком. Объяснить ему, что человека очень легко обидеть каким-либо необдуманным словом, вопросом или поступком. Не нужно негодовать, если ребенок не понял все с первого раза. Наука чувств очень сложна даже взрослым людям. Это постепенный процесс. К положительному результату можно прийти, только приложив достаточные усилия и терпение.

Ребенку должна открыться одна несложная истина. В нашем мире нет ничего одинакового, все люди очень разные, у каждого индивидуальный характер, свое собственное мировоззрение. И в этом вся прелесть нашего мира! Благодаря этому он так интересен! Но есть и то, что объединяет каждого из нас – боль и радость, смех и слезы, любовь и счастье. Мы не сможем понравиться всем и каждому. Также не понравится кто-то и нам. Но это не повод для того, чтобы обижать.

(Посмотрите видео: 24 мин. 19 с.)

  1. Показывайте пример.

Ребенок всегда ориентируется на родителей. Научить сопереживать можно только на собственном примере. Когда он видит, что в разговоре с ним родители демонстрируют дружелюбие, уважение, то ему легче будет настроиться на подобную волну и вести себя аналогичным образом.

Не стоит забывать и о психологическом комфорте в виде тактильного проявления положительных эмоций. Как известно, взрослым нужно порядка шести поцелуев в день, чтобы чувствовать себя защищенными. Детям же требуется минимум десять поцелуев, чтобы справиться с трудностями взросления.

Если в семье хватает тактильных средств проявления любви, то дома будет сохраняться дружелюбная атмосфера взаимоуважения, за счет чего родители и дети всегда смогут найти общий язык.

  1. Хвалите ребенка за добрые поступки.

При каждом удобном случае хвалите его за добросердечные дела. «Ты был так добр и внимателен, что помог этому мальчику». Таким образом, они начинают видеть себя не равнодушными людьми, и их поведение будет этому соответствовать.

  1. Сознавайтесь в своих ошибках.

Признание родителями собственных упущений в сочувствии на глазах у ребенка, производят на него сильное впечатление. Ваш малыш видит всё. И лучшим примером станет исправление досадного промаха.

В каком возрасте ребенок способен к эмпатии?

  1. Избавляйтесь от негативных эмоций.

Всегда нужно говорить о своих эмоциях. Если что-то происходит не совсем так и вызывает раздражение, в конце концов, оно вырвется наружу и ранит близкого человека. Эмпатия здесь уже не поможет. Говорить необходимо именно о себе, использовать технику «Я — высказывание», а не давить на ребенка и выдвигать ему условия.

Например, честно признаться ребенку «Я не слышу, о чем говорят в новостях, потому что ты кричишь. Мне очень важно посмотреть этот выпуск». Конечно, вряд ли ребенок тут же перестанет шуметь, но он поймет, что можно спокойно высказать свои негативные эмоции, не переходя на крики или ультиматумы.

  1. Учите ребенка слушать.

Быть услышанным важно для любого человека. Прежде чем учить его слышать других, необходимо стараться слушать его самого. Ребенок должен знать, что родители всегда на его стороне и готовы выделить время, чтобы выслушать его эмоции и помочь разобраться с той или иной ситуацией.

Слушать нужно не механически, а стараться услышать, о чем человек говорит. Можно даже пересказывать его слова, повторять фразы, уточняя, что собеседник чувствует – это один из механизмов эмпатичной поддержки, который часто используют в психотерапии. Помните, что эмпатия – это отклик человека на эмоции другого, в данном случае на чувства своего ребенка. 

  • Сопереживая ребенку, вы прививаете ему навык сопереживания другим.

Может ли эмпатия принести вред?

Может ли эмпатия принести вред?

Когда видим людей, которые сильно сочувствуют другим, мы можем ошибочно считать их очень хорошими и милосердными, думать, что они очень человечны. Но нужно понимать, что такой уровень сопереживания может быть чересчур деструктивным для этого человека. Когда эмпатии слишком много, мы не можем с ней справиться.

Если человека затягивает зыбучий песок, и мы подойдем слишком близко, чтобы попробовать вытянуть его, песок может затянуть и нас. Но эмпатия необязательно заставляет нас идти в зыбучие пески с человеком – лучше стать немного дальше и протянуть руку. Эмпатия без негативных последствий должна иметь четкую границу, за которую мы не переходим.

Есть очень яркий пример из жизни одного человека, у которого из-за травмы головы был поврежден участок мозга. Из-за этого он стал слишком эмпатичным. Этот человек не смог больше нормально работать, вести бизнес и обеспечивать семью, поскольку стал отдавать другим все свои средства и переживать очень сильные эмоциональные срывы, сопереживая людям.

Во многих случаях, избыточная эмпатия вредит жизни. Слишком эмпатичный руководитель не сможет нормально исполнять свои обязанности и руководить подчиненными. Человек, который постоянно включается в переживание эмоций других, рано или поздно придет к эмоциональному выгоранию.

По статистике, среди волонтеров – людей, которые помогают другим и постоянно сопереживают, – высокий уровень эмоционального выгорания. Это может происходить из-за того, что они носят в себе много личных переживаний, и помогают другим. Это хорошо для общества, но плохо для самих волонтеров, поскольку часто они не могут разобраться со своей болью и горем.

Также избыточная эмпатия может быть компенсаторным механизмом. Когда человеку самому недостает поддержки и эмпатии, он решает быть максимально сочувственным к другим, чтобы им не было так плохо, как ему.

(Посмотрите видео: 2 мин. 44 с.)


Высокий уровень эмпатии может быть признаком того, что человек переполнен собственными не прожитыми переживаниями, которые для него актуальны и до сих пор остаются открытыми. Когда человек вдруг сильно включается в переживание другого, вероятнее всего, срабатывает триггер для его собственных переживаний. Он старается с этим справиться и начинает помогать другим в то время, когда нужно помочь себе. Хотя есть и люди с завышенной чувственностью, которые действительно очень легко могут реагировать на переживания других.

Из вышесказанного, целесообразно учить ребенка, со школьного возраста, здоровой эмпатии. Пусть дети учатся сопереживать частично, а не полностью. Как разделять переживания с другим человеком? Это значит не только грустить с ним, но и поддержать, помочь ему конкретными действиями. Очень важно при этом сохранять свое собственное спокойное состояние. Зачастую бывает такое, что сочувствуя другому человеку, мы сами погружаемся в глубокую депрессию, нас охватывают чувства отчаяния и боли. Это недопустимо, иначе помощник сам станет потерпевшим и окажется в беде.

Проявляйте эмпатию к своему ребенку и не пасуйте перед встречающимися трудностями – это залог успеха! И ваш ребенок вырастет достойным человеком, который способен помогать другим, поддерживать их и проявлять заботу. Не забывайте, что воспитание – это непрерывный и весьма трудоемкий процесс. Но, поверьте, он того стоит!

7 комментариев

  • Алина

    Очень важную тему вы затронули и статья получилась очень информативная. Прямо всё разложено по полочкам, бери и внедряй. Спасибо вам!

  • Тоня

    На несколько раз прочитала то, для чего детям нужно развивать эмпатию. Согласна конечно во многом, что ребенок так добрее впринцепи к миру становится. Но хотела бы задать такой вопрос. Как все таки воспитать такое чувство у ребенка, но чтобы он не был слишком чувствителен к тем же животным. Я к примеру сама по себе очень эмоциональный и сентиментальный человек. Всегда помогу животному, которого встречу на улице..но без слез это не происходит. Сразу начинаю думать о не справедливости мира и о том, что будет теперь с этим маленьким существом. А ребенка, как научить такому чувству, чтобы он не плакал, сложно очень. Подскажите пожалуйста, как в такой ситуации действовать?

    • tchild

      Тоня, благодарю вас за обратную связь. Сострадание к животным – это хорошо. Но если ваш ребенок совсем маленький, то он еще не способен сопереживать другим. Это проявится ближе к 3 годам. Может эти рекомендации будут вам в помощь:
      Постарайтесь соблюдать баланс между эмпатией и сверхчувствительностью. Ваша реакция очень важна в формировании у ребенка первых навыков эмпатии. С пониманием относитесь к чувствам ребенка. Подавлять эмоции такими словами: «Не надо плакать», «Хватит уже…», не нужно. Попробуйте обсудить эти переживания вместе: «Я понимаю, тебе больно смотреть на страдания животных, я тоже очень расстроена…». Выслушайте, обнимите и вдвоём придумайте выход (покормить, помочь пристроить, дав объявление и т.д.). Пусть ребенок испытает, если не чувство радости, то чувство удовлетворения, помогая животным.

  • Виктория

    Все правильно написали! Почти все советы применяю на практике — работают!

  • Тамара

    Какие же эти дети милые! Конечно хочется их баловать и ничего не требовать взамен. В статье четко показано, как правильно воспитывать детей.

  • Марина

    Очень информативная статья) Большое спасибо автору за подбор полезной темы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *