Развитие ребенка

Адаптация ребёнка к условиям детского сада: советы из практики

Совсем недавно вы принесли из роддома маленький кричащий свёрточек, покупали памперсы, выбирали прикорм, а сегодня ваш малыш уже готовится к детскому саду. И этой статье мы рассмотрим, как проходит адаптация ребёнка к условиям детского сада. Время быстротечно, однако не стоит огорчаться – впереди вас с малышом ждёт новый, очень интересный этап жизни.

  • Насколько он будет успешным, во многом зависит именно от вас, потому собираться к посещению сада нужно и ребёнку, и его родителям.

Если ваши воспоминания о садике неприятны, и вы до сих пор вздрагиваете при виде манной каши, не спешите отождествлять своё детство с детством вашего ребёнка. Мир изменился, сейчас в садах красиво и весело, там вкусно кормят, а главное – там есть сверстники – именно та среда, в которой необходимо быть вашей кровиночке. С этой мыслью мы и приступим к подготовительному этапу.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

  • Без сомнения, детсад – это главный жизненный опыт для ребёнка.
  • Именно там малыш начинает впервые самостоятельно контактировать с другими детьми и взрослыми.

Успешная адаптация к детскому саду зависит от возраста ребёнка. У каждого малыша обязательно наступит свой возраст, когда он сумеет легко пойти в садик. Для детей характерны различные темпы психологического развития, которые определяются как «психологический возраст». Он зачастую не соответствует календарному возрасту. Чаще всего развитие ребёнка зависит от его генетических особенностей. Однако существуют такие закономерности: отдать девочку в сад можно раньше мальчика из-за более быстрого развития.

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду

Психологический возраст родителям, возможно, оценить, сопоставляя своего ребёнка с ровесниками на площадке. Можно использовать разные книжные пособия, но читая их, помните, что разбивка на возрастные нормы – достаточно относительная. Их нужно учитывать, но не считать их обязательным критерием.

Главная ваша цель – улыбающийся ребёнок, который с удовольствием утром идёт в детский сад, отлично ладит с воспитателями, персоналом и детишками в группе.

  • А потому подготовку к саду следует начинать заблаговременно – например, за несколько месяцев до начала учебного года.
  • При поступлении в детсад, малышу желательно уметь обслуживать себя самому: одеться-раздеться, кушать, ходить на горшок.
  • Самостоятельный ребёнок, владеющий вышеперечисленными навыками и который умеет говорить о своих потребностях, привыкнет к детскому саду быстрее своих беспомощных сверстников.
  • Очень важно, если с ребёнком можно договориться, он уже многое понимает.
  • Он способен слушать, слышать, задумываться и вести диалог.

(Посмотрите видео: 14 мин. 15 с.)


Ребёнок не должен весь день расставания с мамой провести в слезах. В норме, если он плачет только когда, прощается с ней, но потом отвлекается и идёт изучать самостоятельный мир.

Очень важно внутреннее согласие мамы отдать своё чадо в сад.

  • Ей нужно осознать, что малыша придётся отпускать.

Для ребёнка первые моменты нахождения в саду является длительной стрессовой обстановкой. Ведь посещение сада в корне меняет обычную действительность ребенка. Организм малыша трудится с усиленной нагрузкой.

  • В такой ситуации под стрессом целесообразно считать не патологическое состояние, а перенапряжение всех сил, содействующее скачку на новую ступень.

Первоначально это касается иммунитета. Находясь, на первых порах в саду, ребёнок часто болеет лёгкими всевозможными заболеваниями. Особенно «страдает» нервная система.

  • Не желательно отдавать малыша в детскую группу одновременно с такими стрессовыми факторами: рождение ещё одного ребёнка в семье, смена места жительства, развод родителей.

Эти вышеупомянутые события могут значительно осложнить, даже продлить период привыкания к изменившимся условиям. Ведь процесс акклиматизации к саду порой продолжительный и частенько тяжёлый для малыша. Усложнять нагрузку не стоит, чтобы не истощать ресурсы. Дети дошкольного возраста мыслят ассоциативно, а именно события, происходящие в одно и то же время, следуют одно из другого. Например, заключение может звучать так: «Родился братик, а меня мама отправила в садик, значит, я больше ей не нужен».

Особенности адаптации к детскому саду

Особенности адаптации к детскому саду

Итак, для привыкания к переменам, необходимо время.

Наиболее острый этап адаптации ребёнка к детскому саду длится от одного до двух месяцев.

Приспособление к садику охватывает следующие стороны: физическую (ребёнок вынужден акклиматизироваться к режиму, это касается и новой микробной среды, новых температурных условий); эмоциональную (новые ощущения, чувства, поступки людей другие, они иначе говорят).

  • А главное ребёнку придётся привыкать к иному положению, без личной маминой заботы и внимания.

Особенности нервной системы ребёнка

Рассмотрим, как нервная система воздействует на акклиматизацию к детсаду.

  • В нервной системе детей процессы возбуждения доминируют над торможением.

Малышу значительно проще возбудиться, огорчиться, зареветь, во весь голос засмеяться, чем расслабиться, угомониться, заснуть. В садике, где всё не так как дома, ребёнку трудно в возбуждённом состоянии расстаться с мамой, в первый момент – трудно кушать, спать, сосредоточиться на занятиях.

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

  • Второй особенностью нервной системы ребёнка трёх лет является её неподатливость, которая в значительной степени обнаруживается в детском саду.

Ребёнку трудно перейти с одного вида деятельности на другой. Некоторые мамочки на собственном опыте знают, как нелегко завести ребёнка домой с прогулки. В детсаде случается быстрая смена разнообразных видов деятельности и в меньшей степени учитываются индивидуальные особенности ребёнка, чем в семье.

  • Пример, ребёнок привык к определённой пище, и не хочет кушать детсадовскую еду, так как она не похожа, по вкусу на ту, что готовит мама.

Для ребёнка нормой считается только то, что для него является привычным.

  • Третья особенность – медленное формирование новых умений и навыков.

Ребёнку необходимо постоянное повторение, чтобы чему-то научиться.

При отсутствии повторений, навык исчезает. В саду ребёнку необходимо многому научиться: кушать, одеться, раздеться, если ещё он это делать не умеет. Ему необходимо овладеть навыками, связанными с практическими занятиями. Пока эти ранее неизвестные умения не развились у ребёнка, он чувствует неудобство, и это усложняет привыкание.
Иногда в некоторых детсадах разрешено присутствовать маме с малышом на протяжении определённого времени. Однако этого допустить нельзя. Маленькие дети воспринимают ситуацию так, что первые действия в основном принимаются как закономерные, правильные факты.

  • Если ребёнок первые пару недель провёл в садике с мамой, то определённо он вообразит, что так всегда и будет, и соответственно не отпустит маму.
  • Более того, пока она рядом с ребёнком, другие ребятишки не захотят принять его в свою группу на равных, ведь о них мама так не беспокоится.
  • Постоянно необходимо понимать, что акклиматизация – длительный этап, протяжённость которого у всех разная.

Период адаптации ребёнка к детскому саду

Читайте также: Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как его распознать и скорректировать

Родителям следует ожидать то, что в этот непростой период поведение малыша будет меняться. Возможно, ребёнок будет иметь положительное поведение в садике, и не иметь замечаний от воспитателей. Однако в домашней обстановке, «примерный» ребёнок может стать неконтролируемым, не выполняя тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся.

  • Почему же ребёнок не хочет выполнять самые простые действия, часто капризничает, плачет, кричит?
  • Да потому что его нервная система перенапряжена.

Как часто взрослые, раздражаясь на своеволие малыша, хотят отшлёпать своё чадо.

  • Однако родителям следует помнить, что ребёнок постоянно нуждается в любви, ласке и внимании.

В подобной ситуации часто происходит такая взаимосвязь матери и ребёнка: за отвратительное поведение следует наказание, за ещё более, ужасное поведение – ещё больше наказывают и т. д. Старайтесь не попасть в такую ситуацию. Проявите к ребёнку больше любви, обнимайте, говорите ласковые слова, играйте. Не отстраняйтесь от ребёнка, который стал «колючим».

(Посмотрите видео: 26 мин. 20 с.)

  • Если мы, взрослые, будем отступать перед детскими эмоциональными трудностями, мы наверняка укрепим у ребёнка синдром не успешности.

Например: ребёнка повели в детский сад, он капризничает. И мама, не способная переносить плач, забирает ребёнка из сада. Ребёнок начинает понимать: я реву и меня спасают из неприятного положения. Впоследствии ребёнок может применять крик и возражение с целью избавления от сложного обстоятельства. И ребёнка будет весьма затруднительно увести не только в детский сад, но и на любые занятия.
Умение родителей удерживать противление ребёнка должно возрастать вместе с ребёнком.

  • Важным является то, чтобы с первых дней привыкания не появились отрицательные навыки.

Дошкольникам весьма необходим стабильный режим дня. А такие обстоятельства, как беспрерывное хождение в сад и определённое время, когда ребёнок идёт домой, будут способствовать более быстрому окончанию этапа акклиматизации.

Адаптация к детскому саду: рекомендации

Адаптация к детскому саду: рекомендации

  1. Экскурсия в детский сад.
  • Сходите с малышом в сад – загляните в столовую, в группу.

Расскажите малышу об уютном помещении группы и о разнообразии игровых зон и забав, чем он будет заниматься.

  • Скажите о режиме дня, учите делиться игрушками.
  • Также можно заострить внимание ребёнка на обустроенной территории детсада: яркие качели и фигуры на детской площадке.
  • Правильнее всего до постоянного пребывания ребёнка в садике показать ему, когда будете гулять, детей со стороны, и направить внимание на отсутствие с ними мам. Пусть малыш знает это заранее.

2. Познакомьтесь с воспитателями, няней, родителями.

  • Расскажите, что воспитатели и няни будут всегда рядом, и к ним можно обратиться по любому вопросу.
  • Узнайте имена детей, для того чтоб помочь своему малышу заучить как кого зовут и разобраться в отношениях.
  • Поставьте в известность воспитателей об индивидуальности ребёнка, до возникновения затруднительной ситуации.

3. Играйте с малышом в садик.

Ребёнок трёх лет не играет, так как взрослый, он живёт в игре. Для него всё реально – куклы играют, кушают, танцуют, машины гоняют, еда съедается не всерьёз, но всё равно как то по-настоящему.

  • И если ситуация «мама уходит» десять раз была сыграна дома – в садике она будет оценена как привычная.

В детской головёнке формируется понимание: это нормально и приемлемо, так и должно быть. Играя с куклами или игрушками – зверями, придумывайте роли и проигрывайте ситуации.

  • Если ваш ребёнок уже ходит в сад, такая игра – супер способ узнать, что там происходит.

Ребёнок вряд ли скажет вам, что чувствует себя одиноким и потерянным. Маленький ребёнок не все жизненные ситуации сможет выразить словами из-за отсутствия в лексиконе некоторых слов, но показать во время игры может.

(Посмотрите видео: 14 мин. 02 с.)

4. Заблаговременно, за несколько недель до начала посещения сада, установите такой же распорядок дня, как в садике.

Дабы избежать капризов и тяжелого утреннего пробуждения, обеспечьте ребёнку правильный режим дня, который будет близок к режиму дня дошкольного заведения. Придумайте то, что вам подойдёт и смягчит ему утренние просыпания и даст вам возможность реагировать на плач спокойнее, не раздражаясь.
Постарайтесь утром не торопить ребёнка и не превращать утренние сборы в некий хаос, пусть утро не ассоциируется у малыша с чем-то неприятным. По дороге в сад неспешно беседуйте, расскажите о том, какой сегодня день недели, когда будут выходные, чем будете заниматься после садика.

5. Не пугайте малыша и не врите.

Вы – человек, которому он безгранично доверяет, потому избегайте опасных для детской психики фраз «будешь непослушным, я тебя отведу в сад» или «не доешь, оставлю в садике ночевать» дабы не породить страхи и негативное отношение к садику.

  • Не сравнивайте сад с работой.

Сад – это место, где ребёнку будет весело и увлекательно, там он многому научится и обретёт друзей.

6. Постоянно повторяйте малышу, что любите его – ему это сейчас очень важно

Вместе выберите игрушку, которую малыш возьмёт с собой – она будет немножко успокаивать, напоминать про дом и уют.

  • Обязательно скажите ребёнку, о том, что будете его забирать с сада.

Объясните когда вы за ним придёте – как проснётся, после обеда или ровно в 17:00. Даже если ребёнок не ориентируется во времени, ему так будет спокойнее. Да и время всегда можно спросить у воспитателя. Не опаздывайте!

7. Перед тем как уйти, обязательно обнимите малыша

Спокойным, ровным голосом, скажите, что любите его и что всё будет хорошо. Теперь он большой, он ходит в детский сад! И мама его безгранично любит. А теперь отпустите – пусть идёт в группу. Ему там обязательно понравится, не волнуйтесь, спокойная мама – спокойный малыш.
Очень надеемся, что благодаря нашим советам, период адаптации пройдёт быстро и безболезненно. Успехов вам и вашему малышу!

7 комментариев

  • Надежда

    Спасибо большое за хорошую статью! Советами воспользовалась, очень в нужный момент прочитала. Вместе с внуком спокойно пережили акклиматизацию а садику, чему я очень рада.

  • Ирина

    Очень хорошая статья! Жаль, многие пренебрегают этими советами.. Я же — воспользуюсь.

    • Алена

      Спасибо, очень актуально, как раз пошли в сад. Очень много ценных советов!

  • Юлия

    Вот настраиваешь ребенка,объясняешь всё,уговариваешь….а потом попадается «воспитательница» и всё…ребенок отказывается ходить и начинаются истерики

  • Анна

    Какая крутая статья! Нам повезло, адаптация прошла безболезненно, но у меня есть знакомая, которой ваши рекомендации просто необходимы.

  • Кристина

    Полезная и нужная статья, особенно в наше время. Дети так сильно привязаны к родителям и дому, что сложно перестроить их сразу, но с этими советами всё получается намного быстрее и безболезненнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *